четверг, 10 декабря 2015 г.

Маркес Габриэль Гарсия "Очень старый человек с огромными крыльями"

Дорогие друзья!

Открываем  очередную тему  в нашем читательском блоге. Приглашаем вас к диалогу о произведении  лауреата Нобелевской премии колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса.
Рассказ  «Очень старый человек с  огромными крыльями» – подарок для всех: для тех,  кто уже побывал в космосе романа «Сто лет одиночества», и для тех, кто о его существовании пока не подозревает или знает понаслышке.  
В странном мире Маркеса чудо - неотъемлемая часть повседневности.  Соткав художественную ткань произведения из мифов, легенд, бытовых и бытийных историй, писатель раздвигает границы реального до границ фантастического и вносит свою лепту в формирование «магического реализма».  Образ маленького поселка у Маркеса разрастается до образа бесконечной вселенной, мира Божьего.
 Есть неизъяснимая магия в естественном движении человека между кухней и небом, завораживает сочетание астрального и физического, свободное парение героев в снах и полеты наяву, плавание в потоках времени и погруженность в сиюминутные бытовые заботы.

Открываем дверь  в мир, где фантастическое кажется достовернее реального. 





Несколько экранизаций этого великого рассказа можно посмотреть на youtube.com.

22 комментария:

  1. Спасибо за текст. С ним пришло ощущение декабря: в нем ожидание Рождества, чуда новогодней ночи. Читаешь рассказ и думаешь о неисповедимости Боговых путей и непостижимости природы света. Необыкновенный человек или обыкновенный ангел, он приходит к людям или покидает их? Своими огромными крыльями он прикоснулся к сердцам или только насорил своими перьями в доме и курятнике? В финале рассказа печально звучат слова о последних минутах жизни: чуть не умер здесь, на земле, от него избавились как от досадной помехи. Сил на возвращение точно не будет. Значит, конец света. И что это за мир, который из-за этих ангелов превращается в ад? Но вот что удивительно, кажется, надо бы хлынуть водам второго потопа: слишком суетны, мелочны, жестоки герои. Но что-то есть притягательное в описании их образа жизни. Много вопросов возникает в связи с рассказом... Надо думать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гёте..." Когда далеко - точкой в небе - Ангел ли, Дьявол - неважно, то, собственно, остаётся резать лук - по-бытовому так, по-куриному. А если рядом - ощутимо, правдиво, реально до боли и вони естества? Твоего естества, что "ловит назойливых крабов" или давит вшей - мысли. Фантом должен быть пригоден для хозяйства, а если нет - к чёрту! Авось догадается вовремя смыться - туда ему и дорога. А у нас матрас, набитый деньгами да тёплый сортир, да курятник... Ангел в курятнике - последний недобитый романтик в мире победившего постиндастра...

      Удалить
  2. «Очень старый человек с огромными крыльями» - повесть Г.Г.Маркеса, написанная в уже привычном, можно сказать, ассоциирующимся с Маркесом стиле - "магический реализм". Чем мне нравится этот стиль, так это тем, что, сочетая повседневность с элементами фантастики, он делает размытой границу между реализмом и магией. И действительно, на протяжении всей повести понимаешь, что и ангел фантастичен, и женщина-паук... Но настолько все реалистично, что после прочтения ненароком задаешься вопросом: "А почему бы и нет? Это, правда, могло произойти!"
    В самом начале повести, Маркес дает нам «подсказку» - аллюзию на всемирный потоп: «Дождь лил третий день подряд». С первых строк мы можем предположить, что дальше пойдет речь об ужасающих сторонах человеческого общества, также автор намекает на то, что скоро мир рухнет, если картина мира не перевернется для всех людей. На первый взгляд, эта повесть о том, как скупы и алчны люди, безразличны ко всему живому. Из любого случая пытаются сколотить состояние, набивая матрасы монетами, затем тратят их на свое счастье, а если и сталкиваются с проблемами, имея деньги, люди предпочтут не бороться с проблемой, а попытаться "закрасить", небрежно "замалевать" её: "Курятник был единственным местом в хозяйстве, которому не уделяли внимания. Если его иной раз и мыли или жгли внутри мирру, то делалось это отнюдь не в угоду ангелу, а чтобы как-то бороться с исходившей оттуда вонью, которая, как злой дух, проникала во все уголки нового дома".
    Но это не единственная мораль, которую так безжалостно подает нам Маркес. Чудеса не всегда имеют ангельское лицо. Люди считают, то, что лишено роскоши и красоты, не может быть чудом. «Несколько прядей бесцветных волос прилипло к голому черепу, во рту почти не осталось зубов, и во всем его облике не было никакого величия» - не так люди себе представляют чудеса. Поэтому ангел без красоты лишен понимания и уважения даже от самых верующих жителей селения. Люди кидают в него камни, чтобы он поднялся, и они могли лучше его разглядеть. Люди прижгли ему бок каленой железякой, которой клеймят телят, чтобы проверить, не умер ли он. А приходский священник и вовсе сказал, что он не может быть ангелом, и объяснил это тем, что «от него исходил невыносимый запах бродяжничества, в крыльях его кишели паразиты, крупные перья были истрепаны земными ветрами, и вообще ничто в его нищенском облике не соответствовало высокому ангельскому сану». Люди уверены в том, что чудо – всегда красиво, добро всегда имеет прекрасный облик. Они не умеют видеть красивое в обычном, а тем более в том, что имеет непритягательный, отталкивающий вид.
    Маркес, подобно леснику, знающему выход из темного леса, ведет читателя по «чаще» общества. А «магический реализм», царящий в произведениях Маркеса, в который раз показывает нам, насколько может быть обычным - чудо в повседневности.

    ОтветитьУдалить
  3. В наших библиотеках множество художественных книг. Мы можем открыть любую, но едва ли у ас есть шас достать такую, в которой автор бы не искал простых человеческих истин, которые во все века не оставались бы одинаковыми. Читая мы вникаем в новый для нас, особый язык, дающий понятия смысла жизни, счастья, добра, милосердия и т.д.
    Этот универсальный язык литературы становится сопоставим с языком музыки - мы все в состоянии его понимать. Перед нами открывается сокровищница, кладовая дум и идей, - и уже не существует территориальных границ и ограничений в возможностях.
    Эту мысль продолжает Габриэль Гарсиа Маркес с рассказом "Очень старый человек с огромными крыльями", в котором пытается определить роль счастья в нашей жизни. Яркий представитель направления магического реализма создает отражение реального мира в сюрреалистическом, поэтому метафоричные образы ангела, семьи Пелайо и Элисенды и других горожан являются ничем иным, как примером современного общества, в котором всегда находится место двухэтажному дому с балконом и садом и не достает для счастья, которое является абстрактным предметом лишь на первый взгляд. Маркес, вкладывая в очень старого человека божественное, мифологическое начало, делает его чем-то необычным и долгожданным только по определению, ведь мы видим, что этого заветного спасителя люди не замечают должным образом. Исходя из порядка развития фабулы, мы узнаем, что новость о существе "в нищенском одеянии и с наполовину ощипанными огромными ястребиными крыльями" "распространилась с такой быстротой, что через несколько часов патио [прим. автора: внутренний открытый дворик] превратился в рыночную площадь, и пришлось вызвать войска, чтобы штыками разогнать толпу" Этот явный фантастический прием показывает тот вариант развития событий, если бы человечество наконец-то посетило счастье. Это случается, типичная бедная семья достигает желаемого ( "меньше чем за неделю они набили деньгами матрасы" ) , ждущие прихода небесного спасителя наконец-то могут считать, что их задача выполнена, но так где же картины бесконечной неги, безмятежного существования? Вместо этого Маркес показывает нам ангела сначала "безразличного к происходящему", а затем умирающего,и наконец, "пережившего эту тяжелую зиму, поправившегося с первым солнцем" и улетевшего прочь.
    Небесное существо показывает себя как определенно живое и становится равным простым смертным, но вся суть в том, что "строение его крыльев так естественно воспринималось в этом абсолютно человеческом организме, что оставалось загадкой, почему у других людей не было таких же крыльев" В этой цитате реализуется главная идея рассказа: счастье, оно тут, рядом с нами, незаметное, преходящее и уходящее, а в данном случае прилетающее "в дальний угол двора" или улетающее "едва набирая высоту"; и это уже остается делом читателя - повторить жизненный путь земных героев или нет.

    ОтветитьУдалить
  4. К супругам попал человек с большими крыльями, и они почти сразу приняли его за матроса. И Пелайо с Елисендой скорее всего помогли бы ему, но им нужно поттверждение своих действий. Они обратились к соседке, которая знала всё обо всём, и как только она сказала, что это ангел, и как с ним нужно себя вести, их мнение тут-же поменялось. И вот его уже запирают в курятник.
    Наутро ребёнок выздоровел, и супруги на радостях отпустить ангела, но увидев, что с ним делают другие люди, опять так же быстро поменяли свои намеренья, и стали делать также, как и все, превращаясь в эгоистичных нелюдей. Но, разогнавшись, они пошли дальше, и стали наживаться на бедном создании. А после того, как ангел потерял популярность, он стал абсолютно им не нужным. Бесполезным.
    Эта история о худшем проявлении человека. Жадность, глупость, эгоизм, бескультурие, неблагодарность - эти качества присущи каждому человеку в этом рассказе. Габриэль Гарсия Маркес показал, каким он видит человечество в целом. Всё как-то очень пессимистично, безысходно. Кажется, такое можно написать, только находясь в глубокой депрессии. Я не могу согласиться с автором. Наш мир лучше.

    ОтветитьУдалить
  5. Конечно, это не привычный нам рождественский рассказ, в котором появление ангела, ангелочка освещает безрадостную жизнь несчастных. Образ ангела не вяжется с христианской традицией, ангел у Маркеса подчеркнуто телесен: грязен, болен и неприятно пахнет. Если бы не крылья, тоже, впрочем, совсем не ангельские (хотя кто из нас видел ангельские крылья?), можно сильно усомниться в его божественной сути.
    Появление ангела среди людей - это чудо, и чудо не материальное, а чудо преображения: «И чудилось погибшему человеку, что он услышал жалеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда был навеки изгнан. Там не знают о грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе эгоизмов; там не знают о муках человека, поднимаемого со смехом на улице, избиваемого грубыми руками сторожей… Ангелочек спустился с неба,… и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь».
    У Маркеса такого чуда не происходит. Да и нужно ли оно людям, с облегчением вздыхающим, когда ангел покидает их? Привыкнув извлекать выгоду из всего, они наживаются и на свалившемся с неба ангеле.
    Единственное - ребенок жив. Может, ангел и прилетал, чтобы выжить вместе с ребенком? Ветрянкой же они болели вместе. Новый дом, здоровье – каких еще чудес вам надобно? По запросам и благодать. Стакан не вместит поток живительной влаги.
    Но ангелы все равно будут приходить и терпеливо латать человеческую скудную душу. Такая работа.

    ОтветитьУдалить
  6. Интересная история про ангела, упавшего на землю. Он был не такой, как представляли его люди. Он не творит чудес, он неправильный, но все равно ангел. Со всех концов света приходят люди, чтобы посмотреть на чудо неземное за любые деньги. Ангел заперт в курятнике Пелайо, а Элисенда набивает карманы деньгами, превратив его в диковинку.
    Ангел показал нам, что в душе у человека жадность и подлость.Радует то, что у Пелайо проснулась совесть, он взял ангела домой и вылечил его. Ведь этот рассаз написан непросто так , он написан ,чтобы показать нам что главное в жизни не деньги, а доброта и совесть.

    ОтветитьУдалить
  7. "Очень старый человек с огромными крыльями" - рассказ колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, написанный в жанре - "магический реализм". Данный жанр удивителен тем, что сочетает в себе и магию, то есть волшебство, и реальность, и поэтому, как правило, несет два основных смысла. Первый связан с тем, что нас окружает: поступки людей, их характер и темные стороны личности. А второй - с чудесами, абстракцией.
    Так и в рассказе Маркеса. Легко замечается проблемный вопрос, связанный с человеческим гедонизмом, алчностью, жадностью. Это видно невооруженным глазом в строках: "У Элисенды
    заболела спина от бесконечной уборки мусора, и ей пришла в голову хорошая
    мысль: огородить патио забором и за вход брать пять сентаво с каждого, кто
    хочет посмотреть на ангела". Но важнее узнать - почему они так с ним обошлись, ведь он все-таки ангел.
    Тут мы и открываем для себя тот самый "второй смысл". Люди считают, что чудо прекрасно, а если ангел, спустившийся на землю, уродлив и стар, то он и не ангел вовсе. Такое существо не понимают, следовательно, оно является скитальцем и изгнанником. Оно блуждает по всему миру до тех пор, пока люди не начнут видеть чудо не только в красивом и восхитительном, но и в обычном, повседневном.
    Габриэль Гарсиа Маркес открывает нам глаза на явление чуда, и, посредством "магического реализма", заставляет нас дивиться чуду в повседневности.

    ОтветитьУдалить
  8. Боль, одиночество, насмешки, именно эти ощущения вызывает прочтение произведения Маркеса ''очень старый человек с огромными крыльями''. В данном рассказе нам описывают ситуацию из жизни двух супруг, к которым, как они считали, 'с небес упал ангел' прямо во двор их дома, однако каково было их удивление когда на месте прекрасного божественного создания они увидели захудалого старичка с хрустальными глазами. Но что же дальше? Расспросить как он сюда попал и что ему нужно - невозможно, говорит он не по Латыни. Попытаться помочь ему - зачем? Молодожены и так не в лучшем материальном состоянии. В итоге, посадили в курятник, здесь даже можно вставить '' Курам на смех ''. Основной задачей этого рассказа Маркеса было показать, что не стоит надсмехаться и издеваться над теми кто на нас не похож, или отрекся от нас, ведь рано или поздно он сможет так же как этот ангел, улететь.

    ОтветитьУдалить
  9. Что можно сказать после прочтения рассказа Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями»? Когда начал читать рассказ, я ожидал, что речь пойдёт о бедной семье, которая будет преодолевать трудности в их жизни, как нищета, болезнь сына, но никак не о старом ангеле. Этот рассказ показал людское отношение к «чуду» и пороки людей, посещавших ангела. Часть искала исцеления, часть смотрела на ангела как на забаву, часть наживалась на нём, а когда в чуде разочаровались все забыли о нём, как будто его и не существовало. Никто из людей не попробовал помочь ангелу или хотя бы выяснить причину его появления. Всем было безразлично его присутствие, его даже считали помехой и его исчезновение восприняли как разрешение проблем. Рассказ оставляет впечатление нехватки информации об сущности ангела. Мне бы очень хотелось, чтобы он отвечал на вопрос зачем появился ангел?

    ОтветитьУдалить
  10. В рассказе Габриэля Гарсия Маркеса "Очень старый человек с огромными крыльями" описывается судьба ангела, который “свалился на землю”. Однако вместо прекрасного божьего посланника в белых одеяниях люди увидели очень старого человека в нищенской одежде. “На нем было нищенское
    одеяние. Несколько прядей бесцветных волос прилипло к голому черепу, во рту почти не осталось зубов, и во всем его облике не было никакого величия.” Людям было безразлично, что с ним произошло и какова будет его дальнейшая судьба? Они использовали для извлечения своей личной выгоды. Мне кажется, Маркес хотел сказать, что многие люди не могут оценить то ,что им не понятно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С чего же все начинается? В небольшом рыболовном поселке появляется ангел. Пелайо с Елисендой обходятся с ним, как с дворовой собакой, закрыв его на ночь в курятнике. Ну и как в любом другом маленьком поселении, весть о появлении ангела облетает всех. Желающих посмотреть на него очень много. Елисенды “пришло в голову огородить его забором и за вход брать пять сентаво с каждого, кто захочет посмотреть на ангела”. В данном случае, ангел воспринимается не как чудо, сошедшее с небес, а как предмет заработка. Люди испытывали удивление не от появления ангела, а от его внешнего вида. И что мы видим: вдоволь насмотревшись на ангела, люди переключились на необычное существо – женщину – паука, которая прибыла с ярмарочным аттракционном. Люди всерьез не восприняли ангела, показав этим весь человеческий цинизм. Главное, что он поправился и улетел с этой алчной земли. Я задаюсь вопросом: зачем ангел сошел с небес на землю, зная, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет? Божий посланец попытался напомнить людям, что главное в жизни не материальные ценности, не собственная выгода. Он хотел показать, что в жизни каждого человека может происходить что-то необыкновенное. Именно поэтому, слепой старик, пришедший издалека в поисках исцеления, зрения не обрел, зато у него выросли три новых зуба, паралитик так и не встал на ноги, зато чуть было не выиграл в лотерею, а у прокаженного проросли из язв подсолнухи. Люди, которые заперли чудо в курятнике, чуда не заслуживают, поэтому ангел, отрастив крылья, сразу же покидает землю. Мне кажется, что Рафаэль Маркес хотел сказать, что социум, живущий без сочувствия, без чувства сострадания, без любви обречен на гибель.

      Удалить
  11. Рассказ Габриэля Гарсия Маркеса "Очень старый человек с огромными крыльями" - это рассказ о человеческой алчности, жадности и о том что люди боятся и опасаются того что противоречит общественному мнению.
    Так например, алчность и жадность человека хорошо выражается в строках "У Элисенды
    заболела спина от бесконечной уборки мусора, и ей пришла в голову хорошая
    мысль: огородить патио забором и за вход брать пять сентаво с каждого, кто
    хочет посмотреть на ангела". А боязнь "непринятого" обществом в том что понятие об ангеле в обществе это божий посланник в белых одеяниях, а не старик в нищенских лохмотьях.

    ОтветитьУдалить
  12. Габриель Маркес написал этот рассказ в одном из своих любимейших жанров - магический реализм. Читая и о женщине - пауке, и о старом ангеле, не чувствуется противоречия - фантастика смешивается с повседневностью, и невольно возникает вопрос: "Да, это выдумка, фантастика. Потому и невозможно? Нет, слишком реально, тогда это и вправду могло быть!"
    И все действия героев повседневны и логичны. Увидев старого человека у моря, даже не смотря на его крылья, Елисенда и Пелайо принимают его за моряка. И наверняка бы они помогли ему и вылечили. Но чего боится любой человек, а особенно небогатый? - осуждения общественности. И эту общественность в лице соседки они спросили о данном создании. И женщина объяснила, кто это, и "дала указания". И у героев в тот же момент поменялось отношение к ангелу...
    Еще один порок - алчность. Увидев интерес к бедному созданию, супруги решают огородить патио и заработать на "паломниках" платой за проход, что отлично получается.
    Третий порок - эгоизм. После прихода одного из ярмарочных аттракционов с женщиной-пауком люди теряют любой интерес к ангелу. И Пелайо с Елисендой тратят "заработанные" деньги на новый дом, хозяйство и предметы быта. А очень старому человеку с огромными крыльями - пальцем не пошевелили, чтобы помочь.
    Можно проследить и увидеть остальные библейские пороки. Да что там, даже в самом начале рассказа автор намекает на сюжет из Библии о Всемирном потопе - "Дождь лил третий день подряд, ...". А также неизвестно - возможно, этот ангел последний? Может быть, на небе случилась война, в результате которой погиб и Бог, и Дьявол, но выжил один серафим? Нет сведений, но это было бы похоже на конец света, который вскоре бы наступил и на Земле.
    Так для чего же появился ангел? С какой целью? Если вспомнить, что большая часть основы рассказа - библейские пороки, то логично предположить - супруги и мальчик должны были их преодолеть. Дествительно: первым делом, эгоизм. Помочь совершенно незнакомому даже не человеку, а непонятному существу с крыльями в беде. Второе - скупость. Скорее всего, ангелу потребовалось бы лечение - а это трата денег, причем не всегда малых. И так далее.
    Отчего же он улетел? Семья не справилась с "заданием", хоть и жизнь их стала в разы лучше. Что делать дальше? Возможно, "наверх" с докладом, возможно, попытаться изменить другую семью.
    Хочется сказать, рассказ примечательный. На первый взгляд мал, но он есть плодородная почва для рассуждений. Не гектары земли, но "сотка"(ар), или даже несколько, набирается.

    ОтветитьУдалить
  13. Каждое литературное произведение любого автора направленно не только на то, чтобы скрасить досуг читателя, но и на то, чтобы научить его чему-то, передать некий опыт на примере его персонажей.
    Живя всего 15 лет, ты абсолютно уверен, что из книг ты только черпаешь опыт. И тут… Бац, и
    натыкаешься на Маркеса.… Если быть точнее, на его рассказ «Очень старый человек с огромными крыльями». С тебя как будто сразу слетают розовые очки, всученные родителями, чтобы их чадо спокойно росло и развивалось вдали от проблем и невзгод реальной жизни.
    Почему именно этот рассказ так меняет твое видение реальности? Почему не что-то другое? А на самом-то деле, ответ лежит на поверхности. В этом рассказе Маркес показывает человеческие пороки. Их не нужно угадывать, они прозрачны, видны невооруженным глазом. Возникает вполне обоснованный вопрос «И что? Другие авторы тоже писали подобное, тоже показывали недостатки и пороки людей. Ты ссылаешься на этот рассказ просто потому что должен на него сослаться, задание ж отзыв о рассказе Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями». Было б другое, ты бы с таким же усердием говорил о том, что другой рассказ меняет твое мировоззрение и делал бы это почти так, как сейчас, так все школьники делают». Но, нет. О другом рассказе, даже если захочешь, ты не напишешь. Хотя бы потому, что стиль письма именно этого автора тебе одновременно кажется родным и понятным, но ты понимаешь, что ничего подобного твой нехилый читательский опыт еще не видал. Лезешь в интернет, задаваясь вопросом, что это за стиль-то такой? Всем известная Wikipedia говорит, что это некий «магический реализм». Задумываешься, что же это значит. Магический реализм…. Даже звучание красивое, нелогично-загадачное.… Это что-то безумно реалистичное с элементами фантазии, но фантазии абсолютно уместной, такой, что сначала и не понимаешь, почему в реальности-то так не может быть? Потом вспоминаешь основы биологии и теорию Дарвина и осознаешь, что ,наверное, не каждый день с находишь ты людей с крыльями неподалеку от своего дома.
    Перечитываешь отзыв снова и понимаешь, что он и на отзыв-то не очень похож… Просто выплеск накопившихся за эти 15 лет эмоций изложенных на бумаге. А что послужило толчком к этому? Правильно, рассказ Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями».

    ОтветитьУдалить
  14. Рассказ «Очень старый человек с огромными крыльями» Габриэля Гарсиа Маркеса, написанный им в стиле «магический реализм» не может не привлечь в себе внимания.
    При первом прочтении рассказ кажется странным. И на минуту я даже сама удивилась: «Почему у человека нет крыльев?» Мне кажется, что именно это и пытался донести до нас Маркес. Человек и ангел – две противоположности. Рассказ обличает человеческие грехи: алчность, жадность, даже просматриваются нотки лени.
    Удивительно, но я уверена, что в нашей реальности не многие бы осмелились помочь ангелу – этому старому, лысому и беззубому старику с кишащими паразитами в крыльях. Ну и что, что он ангел? Меняет ли это что-то? Многие просто не обращают на это внимания. Людям интересно пялиться на необычное существо. Отличалась ли эта женщина-тарантул от ангела? Но, сколько бы времени не прошло, смертные грехи будут в человеке всегда. Тем он и отличается от ангелов. Может ангела изгнали с небес за какое-то деяние? Мы не знаем. Да это и не важно, ведь в данном случае это не имеет значения. Но, чтобы он не натворил – он отчистился и полетел. Он вытерпел все насмешки и боль. А люди? Они остались такими же пустышками, готовыми обобрать других до последней копейки. Пустышками, заботящимися только о себе. Они видят только себя и свое благополучие, а какими способами они его получили? Это их не волнует.
    Так же я вижу здесь проблему выбора. Ангел отчистился, терпя боль и унижения, но загрязнил людей. Он пробудил в них грехи. Возможно, если бы они помыли его, привели в дом, помогли ему, то возвысились бы сами. Но так ангел лишь переложил все свои грехи на людей.
    Этот рассказ не оставит равнодушным. Ведь можно перебирать до бесконечности, что есть у существ свыше, чего нет у нас. А может наоборот? Почему человек не может стать ангелом?..

    ОтветитьУдалить
  15. Габриэль Гарсиа Маркес написал замечательный рассказ «Очень старый человек с огромными крыльями» в жанре «магического реализма». И действительно, магическое, где-то даже потустороннее, выглядит пугающе реалистичным . Так, ангел – существо из другого мира, предстает в образе старого, грязного нищего, но его ястребиные крылья настолько реальны – в них кишат паразиты, они изрядно потрепаны, что у нас не возникает и тени сомнения в их существовании.
    Люди оказываются не готовы благодарно принять у себя старого ангела, ведь при слове «ангел» возникает образ пухлощекого младенца, а никак не беззубого нищего, похожего на старого матроса. И Пелайо, и Элисенда , как и все вокруг, забывают, что ждут-то от ангела чуда, а именно это чудо и происходит с их ребенком – он выздоравливает после тяжелой болезни, но люди неблагодарны, они корыстны и жестоки. Даже священник не призывает их к человеколюбию и милосердию, и в бедного старого ангела летят камни, ему выдергивают перья, он все терпит, он снисходителен к людям, хоть они этого и не заслуживают. А уж когда ему прижигают бок каленым железом, чтобы «проверить, не умер ли», становится по-настоящему стыдно за людей, за их глупость и жестокость, и хочется кричать и плакать от боли вместе со старым ангелом.
    Жизнь у хозяев наладилась, ребенок выздоровел, они построили новый дом, но это не сделало их добрее и человечнее, не изменило их брезгливого отношения к старому ангелу. Но его миссия выполнена, он улетает – и в наших сердцах появляется надежда на то, что все еще может измениться. Это прекрасный рассказ- до боли грустный и до слез трогательный, после прочтения которого хочется стать лучше.

    ОтветитьУдалить
  16. Г.Г.Маркеса я прочитала впервые. Прочитав рассказ «Очень старый человек с огромными крыльями», мне стало интересно, в каком направлении он пишет. Поискав о нем информацию, я узнала, что это колумбийский писатель и публицист (а также лауреат Нобелевской премии), который пишет свои повести и рассказы в направлении «магического реализма». Само название этого направления звучит очень загадочно и фантастично, поэтому хочется узнать, что оно из себя представляет.
    Читая этот рассказ, понимаешь, что Маркес хотел нам показать не просто появление ангела в обычной жизни, а показать насколько люди жестоки и насколько они пусты душевно. Я не думаю, что каждый прочитавший этот рассказ, увидев картину в реальной жизни (которую удалось лицезреть Пелайо и Элисенде), вообще подошел бы к ангелу. Сущность человека такова, что он будет наблюдать за человеком, который чем-то отличается от остальных, вместо того, чтобы помочь ему, если он нуждается в этом. Но сейчас не об этом. Пелайо и Элисенда, так сказать, помогли старому беспомощному человеку с крыльями, но при первой же возможности они были готовы на нем заработать. Также происходит и в реальной жизни: почти все люди пытаются заработать на чем-то. Я не говорю, что это плохо. Ведь каждый человек хочет жить в достатке и не нуждаться ни в чем. Но иногда это переходит границы. Это происходит тогда, когда человек пытается заработать на другом человеке, который отличается от остальных по воле природы. И это, пожалуй, грех.
    Этот ангел помог супругам, но они даже этого не заметили… Можно сказать, что благодаря ему, их ребенок вылечился, они заработали деньги и построили дом. И все это произошло, благодаря появлению «очень старого человека человека с огромными крыльями».
    Эта книга не просто для обычного прочтения. В ней нужно уловить смысл, понять то, что хотел до нас донести автор. Прочитав ее, человек должен проследить за своими поступками и не быть равнодушным к другим людям. Он должен думать не только о своем благополучии, но и о чувствах других людей. Я думаю, что именно этому и хотел научить нас автор.

    ОтветитьУдалить
  17. О чем рассказ Маркеса?
    Он о людях. Он об их мировидении. Он о 'камне привычки' ( И.Анненский).
    Летающие циркачи, женщины-пауки, ангелы... Да, все это до сих пор интересует и интригует массы. Именно массы, а не толпы, поскольку 'толпа угрюмая', по определению Лермонтова, имеет какие-никакие - но чувства ! Масса - это вещь.
    И перед нами не люди, но вещи-образы. Смотрим в текст: 'они смотрели на ангела без всякого душевного трепета'.Но на что можно так смотреть? Что же это за ангел? Де-факто помесь высокогорного орла и норвежского моряка... Де-Юре - небесное, божественное создание!Но это слишком высоко и непостижимо для бездушной и этим безумной массы, ведь легче - увидеть (или вовсе нет?) чудо и сраз узнать тайну, не тревожа своё сознание, не помутняя тайной рассудок! С настойчивым фанатизмом совершать паломничества на место обитания ангела, чтобы тыкнуть к него палкой, покормить, как зверушку или как животное, которому надо поставить стигму принадлежности хозяину.

    Ангел в понимании массы даже не ровня человеку, ангел это, практически, птица, если не курица. 'Грустное зрелище', - восклицает автор, но не в тот адрес, увы!

    Свою неземную, неизвестную нам духовную загадку ангел хранит терпеливо, не удивляясь ничему, что избавляет несчастного СТРАННИКА от разочарований, расстройств, от всех эмоций...
    Что-то знакомое.

    Может, это современный лермонтовский скиталец-Демон, что 'летел над грешною землёй'? Опять же - неизвестно...

    И неизвестно - многое. Как ангел попал на землю? На каком языке он говорит? Ангел - падший или просто постаревший? Однако это - формальности. За ними - больше. Неужели люди стали людьми полностью, без з остатка веры во внеземное, внепространственное, вневременное? Куда подевалось стремление постичь звезды, узнать все таинства дантовского образа мира? В конце концов, где оно - желание ВЕРИТЬ? Куда идти, направо ли, налево или все равно придём к Ерофеевнами Курскому вокзалу и никогда не увидим красот Красной площади?

    Автор говорит... Ничего не говорит. Ангел улетает, не сказав ни единого слова, от бездушного, даже не плачущего от лука мира, оставляя его под линией 'познанного' горизонта и удаляясь в воистину непризнанное над-, меж-, Интер-, наконец, сверх-...

    ОтветитьУдалить
  18. Рассказ - очень трогательный. К сожалению, с творчеством Маркеса я подробно не знакомилась, но этот рассказ заставил меня задуматься о том, что пора бы начать это знакомство. Очень красивая история, хотя, конечно, морщить нос приходилось, когда алчные люди стремились заработать деньги на несчастных существах. В преддверии Нового года все мы ждем чудес. Но вся правда в том, что и в нашей повседневности можно встретить чудеса. Мы этому не верим, но именно это Маркес стремится нам показать. Казалось бы, удивительно, к людям прилетел ангел, пусть и в таком образе бродяги и старика, но никто не стремится ему помочь, подружиться с ним. Все не просто быстро к нему привыкают, но и при этом еще и считают, что он приносит хлопоты. Несчастные люди! Маркес стремится показать бытовой и ограниченный мир этих людей. Рассказ Маркеса можно отнести к одной из многочисленных попыток показать людям, насколько они слепы и невнимательны к жизни и к ее чудесам. Очень мистический, очень поучительный рассказ! Надеюсь, что каждый сможет найти в этом рассказе истинное чудо.

    ОтветитьУдалить
  19. Казбек - Печенег14 января 2016 г. в 00:42

    Здравствуйте! Спасибо Вам большое за чудесный текст! Было очень приятно работать с ним! Я считаю, что рассказ Маркеса о милосердии. Сюжет произведения восходит к библейскому сказанию о страннике, который является к людям, чтобы испытать их (например, в качестве такого странника выступал пророк Нафан). Такие "странники" встречаются нам и в повседневной жизни. И только того, кто готов отдать нуждающемуся (пусть даже грязному оборванцу) последний кусок хлеба, можно назвать настоящим христианином. Ведь набожность, постоянные молитвы, даже духовный сан - всего лишь формальности. Все это само по себе, без проявления искреннего сострадания к слабым, нуждающимся в нашей поддержке, не имеет никакой ценности. Чтобы проявлять милосердие, вовсе не обязательно предварительно убедиться : с настоящим ли ангелом мы имеем дело? Тут важно не то, кто перед нами, а то, что этот кто - то обречен на страдание без нашего участия.

    ОтветитьУдалить