пятница, 9 декабря 2016 г.

Арт-галерея "7:31"



Арт-галерея «7:31»
10 ноября – 15 декабря 2016   

Уроки Мастера

О выставке художника Владимира Бубнова «Созерцания»

 «Созерцания» - так названа выставка живописи и графики челябинского художника Владимира Бубнова. Поводом для  выбора слова послужило  произведение русского философа Ивана Ильина   «Книга тихих созерцаний». Отлученный от родины, Иван Ильин  слал свой сердечный привет – России и сыну. Картины  Владимира Бубнова тоже как привет из запредельного далёка, это добрая весть: мы дома, в нем все привычно и обжито. Только, может быть, самая малость утрачена – способность любоваться, то есть созерцать.  К удивлению красотой обыкновенного, привычного мира, к роскоши общения с ним  возвращают нас полотна художника Владимира Васильевича Бубнова. Первый посетитель выставки учитель математики Светлана Владимировна Романенко  среагировала  на картины моментально и точно: «Я вот такое люблю…Все знакомое, родное».
***
Владимир Бубнов родился в 1930 году в Ташкенте. В 1933 году семья переехала в Челябинск. Когда началась Великая Отечественная война, будущему художнику было всего 11 лет. Но среди государственных наград  есть медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». На Челябинском тракторном заводе, в Танкограде началась трудовая биография будущего художника. Время напряженного ученичества в жизни Бубнова связано с Ригой. В архитектурно-художественном училище  он скрупулезно осваивал опыт европейских мастеров. Сам ставший Мастером, Бубнов всю жизнь не только рисовал, но и учительствовал: преподавал в художественном училище, руководил студиями, курировал художественные проекты.
***
Большинство живописных работ В. Бубнова – пейзажи. После него сказать в этом жанре новое слово, кажется, трудно: так обстоятельно разработана тема. На полотнах художника оживают образы в основном  уральской природы -  проселочные дороги, пашни, озера, реки, горы, леса. Подкупает ясность, узнаваемость пейзажей. Но простота полотен видимая. Многоплановость многих картин открывается не сразу. Едва намеченные на дальнем плане детали неожиданно выводят узнаваемый пейзаж на уровень философского текста, созвучного с произведениями Чехова или Бунина («Березы в парке», «Зимний лес с храмом», «Ностальгия»). 
Одна из картин художника стала предметом зрительского эксперимента.  Сюжет таков: два берега реки, один – индустриальный, другой – патриархальный,  Прогнозируем названия. «Контрасты», «Старое и новое», «Город - спрут», «Молох»,  «Умирающая старина», «Прощание». Все эти смыслы прочитываются в пейзаже. Но бубновское название – «Вид на храм»! В нем воплощение философской концепции художника. Течение жизни приобретает смысл только тогда, когда происходящее воспринимается сквозь призму добра, красоты и правды.
С пейзажами тесно связаны натюрморты. Предметы: туески, корзины, вазы, букеты, грибы - всегда часть природного мира. Иногда, как на картине «Букет ромашек на столе», возникает жанровый синтез. Пейзажный натюрморт или натюрмортный пейзаж?
***
Графические работы художника могут восприниматься как этюды, наброски, предшествующие созданию масштабных живописных полотен. Но стремительная, легкая и точная  линия вступает в своеобразное соперничество с красочным мазком. Искусствовед Марья Аникина уподобила графику Бубнова вершине айсберга, под которой угадывается вся его мощь: «При сравнительной скупости выразительных средств графики, их виртуозное применение рождает впечатление живописного богатства».
Арт-директор галереи «Потоки» Надежда Питахина рассказала о любопытном случае, произошедшем на выставке Бубнова. Дети внимательно и почтительно рассматривали пейзажи художника. Когда дошли до графического листа «Лодки», выразили сомнение: «А эта работа ребенка или начинающего художника». Позицию объяснили: все очень просто и понятно. Так рисуют дети. Возникло желание, оказались под рукой листочек и карандаш, раз – и готово. А настоящий художник должен все проработать, краски подобрать, композицию продумать…
На самом деле «Лодки» нарисовал большой художник, который  сохранил детскую непосредственность и  достиг  высочайшей степени мастерства. Это созвучно с пастернаковским словом о красоте и мастерстве:
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
***
     Наследие художника огромно. Масштаб сделанного им  можно мерить дорогами – километрами, горизонтами, далями неоглядными… Полотна ждут возвращения к зрителю и новых знакомств. Есть надежда, что когда-нибудь в городе откроется музей Владимира Бубнова.  Пока же дочь художника, сама художник, Инна Леонтьева и арт-директор галереи «Потоки» Надежда Питахина последовательно и бережно открывают для зрителя знакомого и незнакомого Бубнова. А складывающиеся в Книгу тихих созерцаний живые впечатления большого художника открывают в зрителе особый талант – талант благоговейного отношения к разлитой в мире красоте.
***
  P.S.
Будучи студенткой филфака, имела честь быть представленной члену Союза художников Владимиру Бубнову  как талантливая девочка,  выводящая перышком затейливые линии. Он  терпеливо отсмотрел все и поразмышлял вслух:
- А вы, когда рисуете, представляете, что у вас получится?
- Не всегда, все в основном  по наитию, - наивно и вдохновенно воскликнула я.
- Вот и моя дочка не  представляет, - печально продолжил он. – Сидит и рисует какие-то каляки-маляки. Знаете, сколько я такого намутить могу? А представлять надо. И учиться. И трудиться. Неустанно.
Я обиделась. «Вот ведь ретроград какой!» - воскликнула про  себя.
Имя Бубнова долго вызывало чувство страха.

P.Р.S
Из меня получилась учительница, а из дочки Бубнова  – художник Инна Леонтьева.
Да, представлять надо, что из тебя получится. И учиться. И трудиться. Неустанно. Это уроки Мастера.
   
Елена Баталова

Комментариев нет:

Отправить комментарий