понедельник, 14 ноября 2011 г.

Откроем книги? Заметки с книжного фестиваля в Челябинске


С каких только трибун не звучат в последние годы сетования по поводу того, что в сегодняшней России всё труднее и труднее сохранять наиважнейшую культурную традицию – привычку к чтению. Социологи отслеживают неумолимую (и неутешительную) статистику, журналисты обличают власть, проводящую разрушительную государственную политику, учителя-словесники заламывают руки в отчаянии. «Стеной Плача» назвала ситуацию с чтением в современной школе челябинская учительница литературы Нелли Михайловна Пащук и, вероятно, с ней согласились бы многие коллеги. Но быть солидарными с Нелли Михайловной надо совершенно в другом! В один прекрасный день ей надоело мириться с этим плачевным положением дел – и она решила бороться, то есть попытаться что-то изменить здесь и сейчас: хотя бы для своих учеников.


Физико-математический лицей № 31, в котором работает Нелли Михайловна, – школа, известная не только в Челябинске. Например, совсем недавно, летом 2011 года, у лицеистов и их учителей очередным поводом для гордости стало почетное третье место в рейтинге учебных заведений страны по числу победителей Всероссийских олимпиад за последние 8 лет. Ясно, что в соответствии с профилем учебного заведения побеждали и побеждают в разнообразных конкурсах и олимпиадах прежде всего физики-математики. Но ученикам 31-го лицея, несомненно, повезло не только с преподавателями предметов естественнонаучного цикла. Повезло им прежде всего с директором. Александр Евгеньевич Попов считает гуманитарное просвещение не менее важным для развития своих учеников, чем создание физических лабораторий. Именно поэтому он и словом, и делом поддержал в прошлом учебном году инициативу Нелли Михайловны пригласить в лицей известных современных писателей, лауреатов престижных литературных премий. Первым, в сентябре 2010 года, в Челябинск приехал Сергей Шаргунов, затем, в декабре, Роман Сенчин, а в марте 2011 – Захар Прилепин. Писатели проводили уроки для старшеклассников, беседовали с ними о современной литературе, рассказывали о себе, подчеркивая, насколько необходимым, приоритетным для формирования личности мыслящего человека является чтение книг. Эти встречи вызвали большой интерес, став для многих учеников лицея стимулом прочитать произведения как увиденных «вживую» писателей, так и тех авторов, которые были ими порекомендованы. На сайте школы даже появился особый раздел, где можно было обменяться читательскими впечатлениями. Очевидно, что переоценить значение подобных акций невозможно.

То, что удалось сделать Н.М. Пащук и ее коллегам, поразило и самих писателей. Когда в августе 2011 года Сергей Шаргунов приехал в Новосибирск, он с восхищением рассказывал о челябинском опыте, о том, насколько и любопытным, и полезным для него самого оказалось проведение уроков литературы в физико-математическом лицее, живое и непосредственное общение с современными подростками. Понятно, что мы, преподаватели литературы в физматшколе при Новосибирском университете, не могли всем этим не заинтересоваться. А буквально через пару недель мне несказанно повезло! В конце августа в Москве я встретилась и познакомилась лично с Нелли Михайловной. И она рассказала мне о том, что в октябре в Челябинске планируется провести целый фестиваль под девизом «Спасем чтение в российской школе!»

И вот я в Челябинске. На этот раз событие – встреча с писателями – приобрело иной, как минимум общегородской, формат. К масштабному культурно-просветительскому проекту поддержки и развития чтения в школе «Открытая книга», инициатором которого по-прежнему был ФМЛ № 31, теперь подключились Челябинский государственный педагогический университет, торговый дом «Библио-Глобус», гуманитарная гимназия № 80.

В город приехала целая группа деятелей современной культуры:
  • писатель, литературный критик, кандидат филологических наук, член Союза Российских писателей, лауреат национальной литературной премии «Большая книга – 2010» Павел Басинский;
  • профессор МГУ, доктор филологических наук, член Союза Российских писателей, лауреат премии «Большая книга-2007», а также других литературных премий Алексей Варламов;
  • писатель, лауреат многих литературных премий, в том числе таких престижных, как «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», «СуперНацбест» (2011) – Захар Прилепин;
  • писатель, коммерческий директор журнала «Октябрь», лауреат Новой Пушкинской премии – 2011 Ильдар Абузяров;
  • режиссер, сценарист, выпускник режиссерского факультета ВГИКа (мастерская Алексея Учителя) Константин Сухарьков.


Открытие фестиваля состоялось 10 октября в актовом зале ЧГПУ, в котором почти не было свободных мест: аудиторию заполнили студенты, преподаватели, старшеклассники, библиотекари. Модератором дискуссии «Чтение в России: точка возврата или невозврата?» выступил известный челябинский поэт, драматург, педагог Константин Рубинский.

Писателям-спикерам, высказывающимся на заданную тему со сцены, наверное, хотелось бы быть оптимистами, глядя в заинтересованные глаза тех, кто сидел в зале. Но изящная формула, озвученная Павлом Басинским: «Есть люди, которые делают то, что показывают по телевизору, а есть те, которые это смотрят. Делают те, кто читает книги. Читающий человек достигает более высокого положения в обществе», – не убеждала на сто процентов. Слишком много примеров-контраргументов может, к сожалению, предложить современная российская действительность. И нет-нет да проскальзывали нотки безрадостные.

Только что возвратившийся из поездки на Сахалин Алексей Варламов припомнил пьесу Андрея Платонова «14 красных избушек», в которой председатель колхоза «Красные избушки» получает в Ленинграде премию – целую библиотеку – и везет ее к себе в деревню. В платоновском колхозе все читают по ночам: кругом темно, слышно, как шумит Каспийское море, а они читают… Сейчас трудно представить награду, премию (кому бы то ни было) – в виде библиотеки, книг. Риторическим выглядел вопрос писателя: куда всё это ушло? Варламов подчеркнул, что российское общество сегодня порой преступно равнодушно: например, оно проглотило, скушало те губительные для чтения «инновации», которые происходят в образовании. Мы позволили, чтобы отменили выпускное сочинение, чтобы сократили уроки литературы… Объяснения просты: так удобнее, мы пошли по более легкому пути.

Абсолютно единодушны были ораторы в оценке того, что делается сегодня на телевидении. Канал «Культура» воспринимается как резервация. На всех других «кнопках» не найти (или, в самом лучшем случае, почти не найти) ни пропаганды чтения, ни качественных экранизаций, ни встреч писателей с читательской аудиторией. Ильдар Абузяров подчеркнул, что первая «точка возврата» к чтению – выключить телевизор, выкинуть его вообще, ведь его влияние разрушительно. И не только потому, что телевизор не оставляет времени для книги. Дело еще и в другом: чтение – это труд, а современное российское телевидение отвращает от всякого труда. Всего, чего мы добиваемся в жизни, мы добиваемся через труд. Вот, например, у классиков – Толстого, Чехова – в дневном распорядке были отведенные часы для чтения. Зачем? Это обеспечивает рост! «Спасайся сам!» - призвал каждого из молодых слушателей талантливый молодой писатель.

А Захар Прилепин добавил, что ответственные родители обязаны в этом плане позаботиться в первую очередь о своих детях. Например, в семье самого Прилепина дети смотрят только видеозаписи, телевизионная антенна намеренно отключена. Зато с самого раннего возраста и мама, и папа читают детям вслух: «Ребенок должен запомнить родителей с книгой – и с этим будет связано ощущение счастья». И, конечно, как яркий публицист, Захар Прилепин не мог не вспомнить мысль, которую он не устает повторять: «До тех пор, пока развивается литература, поэзия, до тех пор существует нация. Может быть, конечно, не всем хочется, чтобы великая Россия осталась – но я-то хочу, чтобы она была! Давайте читать скорее, а то вымрем все!»

Живые интонации, эмоциональное единодушие, искренность гостей сделали разговор неформальным. И хотя, вероятно, не все, кто хотел о чем-то спросить, решались подойти к микрофону, чувствовалось, что большинству из присутствующих тема небезразлична. Даже подростки-старшеклассники, которым, возможно, имена приехавших деятелей культуры пока были не очень-то знакомы, прислушивались, когда гости отвечали на вопросы, связанные с их личным читательским опытом – например, о том, какие три книги «всех времен и народов» оказали на каждого из них особое влияние. Очень просто и внятно ответил, к примеру, Павел Басинский: «Я не знаю современную программу по литературе. Но в советское время, когда учились мы, она была абсолютно точной: там были все произведения, которые нужно в определенном возрасте обязательно прочитать человеку: «Капитанская дочка», «Война и мир», Маяковский, Есенин… На меня больше всего повлияли «Капитанская дочка» и «Отцы и дети». Первая – потому, что в ней содержится мысль, что надо вести себя достойно в любых ситуациях. Эта книга важна в поведенческом плане. А при чтении романа Тургенева – повлиял тип личности Базарова. Это такой человек, который не терпит никакой фальши, всё подвергает критике разума. Базаров стал моим романтическим героем».

В перерыве к гостям-писателям, естественно, выстроилась очередь за автографами – в фойе была выставка-продажа книг, и, надо признать, разлетались они мгновенно. При этом почти каждому, кто подходил, например, к Павлу Басинскому, хотелось сказать автору слова благодарности за то «рвение сердца» (так выразился о коллеге Алексей Варламов), с которым написана книга, ставшая бестселлером, – «Лев Толстой: бегство из рая». Огромным спросом пользовались и другие книги-биографии: о Михаиле Пришвине, Александре Грине, Михаиле Булгакове, Алексее Толстом – написанные А.Н.Варламовым, о Максиме Горьком – вышедшая из-под пера П.В.Басинского, и о Леониде Леонове – созданная Захаром Прилепиным.

Творчеству Прилепина был посвящен и документальный фильм, показанный в зале ЧГПУ после перерыва. Интерес к нему подогревало то, что сценаристу и режиссеру фильма – Константину Сухарькову – можно было потом тоже запросто задать вопрос. Завершилось пребывание гостей в педуниверситете пресс-конференцией для представителей разнообразных СМИ.

Вечером того же дня в одном из книжных магазинов торгового дома «Библио-Глобус» уже несколько подуставшие, но по-прежнему абсолютно открытые для диалога писатели провели презентацию своих новых и уже известных читателям произведений. Несомненно, аудиторию подкупало, с каким удовольствием и насколько комплиментарно они – в особенности Алексей Варламов и Захар Прилепин – высказывались о творчестве своих товарищей по перу. Этот «рекламный ход» вовсе не выглядел искусственным или заранее заготовленным, поэтому сработал отлично. Многих книг – например, произведений Ильдара Абузярова – к концу презентации в магазине практически не осталось: всё раскупили подчистую!


Второй день фестиваля «Открытая книга» – 11 октября – был организован совсем иначе. Мероприятия проходили параллельно на двух площадках: первой, естественно, был лицей № 31, а второй – гимназия № 80. Думаю, что не мне одной оставалось только сожалеть, что нельзя одновременно оказаться там и там: ведь всё было достойно внимания. В гимназии перед школьниками выступали Павел Басинский, чья книга «Лев Толстой: бегство из рая» стала значимым культурным событием не только для профессионалов-филологов, но и для широкого круга читателей, и Ильдар Абузяров, затронувший в разговоре с подростками весьма важную тему – «Роль писателя в формировании общественного сознания». В это же время в ФМЛ № 31 Алексей Варламов прочитал лекцию «Михаил Булгаков и Алексей Толстой: война миров», Захар Прилепин провел открытый урок «Время читать!», а Константин Сухарьков рассказал школьникам о профессии режиссера. Хочется верить, что ни один из слушателей – будь то старшеклассник, студент, учитель или преподаватель вуза – не пожалел о напрасно потраченном времени. Закрытие фестиваля состоялось в стенах физико-математического лицея – и не шла из головы мысль о том, как хочется в эти гостеприимные (так и хочется сказать – одухотворенные!) стены вернуться.

Безусловно, те немалые усилия, которые затратили на подготовку, организацию и проведение этого яркого, удивительного События Нелли Михайловна Пащук и ее соратники: директор лицея № 31 Александр Евгеньевич Попов, директор гимназии № 80, учитель литературы Марина Борисовна Горюшкина и ее заместитель Владислава Валерьевна Николаева, руководители и преподаватели ЧГПУ,  директор торгового дома «Библио-Глобус» Ольга Юрьевна Вахитова и другие, не сомневаюсь, замечательные люди – не просто не прошли даром. «ОТКРЫТАЯ (в Челябинске) КНИГА» должна не только стать катализатором интереса к чтению в отдельно взятом городе России, но и дать импульс к возникновению и приумножению подобных просветительских проектов в самых разных регионах страны. Присоединяйтесь, коллеги! Откроем книги?
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий